pionerskij_kaste

Вопрос отношений с родителями в любую эпоху был актуален. Родители не понимают своих чад, считают их дерзкими, невоспитанными, несведущими в жизни, рискующими попасть в опасную ситуацию… Подростки жалуются на то, что им не дают необходимой свободы, что они «никому ничего не должны», что они взрослые и имеют право самостоятельно распоряжаться своей жизнью…
звестный психолог Х. Жинот в своей книге «Родители и подросток» описывает подростка следующим образом: "Юность — время смятения и бури, стрессов и штормов. Сопротивление авторитетам и конформизму естественно и оправданно ради учения и роста".

Взросление детей — трудное время для родителей. Нелегко смотреть, как милый ребенок превра¬щается в неуправляемого юнца. Особенно тяжело переносить появление или возобновление раздражающих нас манер, таких как обгрызание ногтей, ковыряние в носу, откусывание заусениц, постукивание пальцами по столу, притопывание ногой, по-кашливание, сведение глаз к переносице, дерганье или гримасничанье. Как странно видеть молодого человека, лежащего в постели, смотрящего в пространство и часами крутящего кусочек шнурка. В какое замешательство приводит нас его колеблющееся настроение или нескончаемые жалобы. Конечно, его вкусы невозможно удовлетворить. Дом — отвратительный, автомобиль — хлам, а мы — старомодны.

Жизнь становится чередой бесконечных обид. Оживают старые ссоры. Он сражается, вставая с постели утром и ложась в постель вечером. Он ныряет на дно в учебе и во время купания. Он полон противоречий: его язык груб, но он слишком стеснителен для того чтобы переодеваться в раздевалке. Он говорит о любви, но убегает от нежных объятий матери. Он будет спорить, заниматься софистикой и не обращать внимания на то, что мы говорим. Но он будет искренне удивлен, если мы почувствуем обиду на его "шалости".

Мы можем утешиться (или хотя бы наполовину утешиться) тем, что в его "сумасшествии" существует система. Его поведение соответствует фазе его развития.Цель взросления — в утрате индиви¬дуальности. Его индивидуальность претерпевает необходимые изменения: от организации (детство) через дезорганизацию (отрочество) к реорганизации (взрослость). Отрочество — период целебного "сумасшествия", в котором каждый подросток переделывает свою индивидуальность. Он должен освободиться от уз, связывавших его с родителями в детстве, установить новые отношения со сверстниками и найти свою собственную индивидуальность.

В данной статье мы попытаемся раскрыть психологические механизмы и особенности, присущие подростковому возрасту.

Главной отличительной чертой подросткового возраста является то, что самым важным для них становится общение со сверстниками. Более того оно есть необходимым условием развития личности подростка.

Кстати:
Подростки чувствуют необходимость быть частью какой-либо группы. Поэтому в этом возрасте наблюдается «стирание» индивидуального и акцентуация коллективного, общего для всех подростков.

Восприятие своей непохожести на других может вызывать у них негативные переживания и чувство одиночества. И в таких ситуациях им нужна поддержка близких. Хоть они её всячески и отвергают, но об этом позже.

Основными факторами развития подростка становятся его социальная активность, направленная на усвоение важных для него примеров поведения и ценностей, на построение отношений с взрослыми и сверстниками.

Основным видом деятельности в этом возрасте, помимо обучения, становится межличностное общение.

В общении с взрослыми, подростки усваивают критерии оценок своего поведения, или другими словами «что такое хорошо, и что такое плохо», а так же цели, мотивы поведения. В таком общение подростки всегда находятся в позиции подчинённого. В общении со сверстниками подросток может попробовать себя в различных социальных ролях.

Так уж выходит, что в этом возрасте подростки начинают, более критично относится к взрослым, которые ещё вчера были для них безусловными авторитетами. И здесь уже родителям необходимо проявить терпение, и принять эти изменения как должное.

В общении с родителями подростки могут надеяться на их поддержку и помощь, но не показывать это явно и даже отрицать. Это ещё один вопрос, к которому родителям нужно подходить с пониманием и деликатностью. Помощь подростку нужно предлагать, но не навязывать, что бы он мог чувствовать свободу принимать её или нет. Порой помощь родителей своим детям в учёбе, отношениях со сверстниками и других сферах деятельности становится настолько навязчивой, что не подросток принимает решения, а родители за него. А этого ни в коем случае не должно происходить. Ведь переходный возраст и заключается, по сути, в том, что бы ребёнок вчера - стал взрослым завтра, а этого не произойдёт, если он не научится брать ответственность за свою жизнь.

Взрослые должны стать для подростков друзьями, но не обычными, а друзьями-наставниками, задача которых помочь подросткам глубже познать себя, оценить свои способности, найти своё место в жизни.

В этом возрасте подростки по-новому познают и самих себя. У них формируется более чёткий образ себя, в том числе и образ себя как представителя мужского или женского пола, развиваются творческое мышление, процессы памяти, речь, происходят активные физиологические изменения в организме.

Важно учитывать особенности того как подростки оценивают сами себя.

Самооценка выражается в их отношениях с другими людьми. Если в 11-13 лет подростки оценивают в основном отдельные черты своего характера, причём, как правило, моральную сферу, то в 14-16 они оценивают уже и всю свою личность целиком. Их самооценка проявляется в том, как они себя ведут: уверенно, активно, с чувством собственного достоинства и т.д. Многие так называемые «проблемы» с подростками связаны с особенностями их самооценки, которая довольно часто может быть неадекватно завышена или занижена. Например, завышенная самооценка может привести к блокированию чувств, связанных с совестью, и как следствие – к ошибкам поведения. А заниженная самооценка – к неудовлетворённости собой, неспособности ставить перед собой цели, уклонению от разного рода деятельности, из-за опасения подростка, что он не сможет с ней справиться.

С взрослением самооценка подростков становится более гибкой. Подростки оценивают уже не себя целиком, а своё поведение в конкретных ситуациях.

Вот такие психологические особенности подростков, которые влияют на их поведение и знание которых может помочь ответить на вопрос «почему они такие?».

В заключение хотелось бы сказать про основные заблуждения родителей, связанные с подростковым возрастом. Часто родители считают, что только они несут ответственность за счастье своих детей и за то какими они вырастут. Это не совсем так.Задача родителей создать условия для гармоничного развития своих детей.

Ещё одним заблуждением является бытующее мнение, что родители должны всегда иметь власть над своими детьми. Необходимо разграничивать понятия «власти» и собственной «душевной силы».

«Родители старше, а поэтому точно знают, как надо жить». Это тоже распространенное заблуждение. Как говорится «век живи – век учись».

Вместо вышеперечисленных заблуждений мы можем предложить несколько утверждений, которые соответствуют реальности:
Со всеми детьми происходит это – они все проходят через переходный период, учатся общаться, ищут свое место в жизни, заводят друзей. Сядьте и подумайте обо всех своих взрослых знакомых и родственниках – они все когда-то были подростками!
Не только вы испытываете трудности со своим подростком – огромное количество родителей испытывают тоже самое!
У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение, прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам – себя самого!
Не только у ребенка, но и у вас есть права. На внимание, свободу, уединение, уважение и понимание.
Вы не обязаны делать все строго по пунктам. Не бойтесь резко изменить то, что делали до сих пор и попробовать другие методы, тем более, если старые не приносят результата.
Вы человек и вы имеете право совершать ошибки, вспомните хоть одного человека из своих знакомых, кто ни разу не совершал, ни одной ошибки. Родители – тоже люди!