pionerskij_kaste

Как научить ребёнка оставаться самому дома.

Вопрос о том, как приучить ребёнка оставаться самому дома возникает у многих родителей. Как правило, об этом задумываются в возрасте 5-6 лет перед началом школьных лет. Для некоторых этот процесс проходит легко, так как их ребёнок не боится находиться сам дома, некоторые родители стыкаются с подобными страхами, а есть и такие, которые и вовсе не собираются приучать ребёнка оставаться самому.

Большинство детских западных детских психологов против того, что бы оставлять детей одних до семи лет.
Но все дети разные. И возраст — лишь одно из условий. В первую очередь, нужно решить, может ли ваш ребенок остаться без присмотра. Это зависит от его характера. Одни дети самостоятельные с раннего возраста, и даже просят своих родителей оставить их дома. Так они чувствуют себя взрослыми. Другие и в школьном возрасте легкомысленны, зависимы от родителей.

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.


Кстати:
Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще

очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате.

Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует.

Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными — не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно.

Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. Малыш должен обязательно знать, что делать в “экстремальной” ситуации. Оставьте номер телефона, куда он может позвонить “в случае чего”, и объясните, что он должен сказать. Лучше всего, если это будут карточки, на которых крупно написаны номера телефонов.

Ваши инструкции не должны перегружать ребенка — не ходи туда, а то тебя ударит ток, и не выходи на балкон, а то один мальчик вот так вышел... Ребенок, наверняка, все это уже слышал. Примите все необходимые меры предосторожности (отключите газ, закройте балкон, обезопасьте розетки), а свои наказы сформулируйте очень кратко.

Лучше всего на это время дать ребенку задание, которым он увлечется и выполнит с удовольствием. “Когда я приду, ты мне покажешь свой рисунок, и мы обязательно повесим его на стену”.

Когда вернетесь, поинтересуйтесь, чем малыш все это время занимался. И если он все-таки нашалил, не судите его строго, но обязательно объясните, почему так делать нельзя.

Некоторые мамы очень любят проверять, как ребенок исполняет их наказы. И прибегают к “запретному” методу: подходят к дверям и начинают звонить, не отзываются, когда малыш испуганно спрашивает: “Кто там?” Может, один раз и ничего. Но ребенок привыкнет и в самый неподходящий момент решит, что это опять вы его разыгрываете.

Для ребёнка очень важна ситуация возвращения родителей домой. Нередки случаи, когда мама или папа, вернувшись с работы, тут же начинают заниматься своими делами, не обращая на своих детей внимания. Помните, что для любого ребёнка необходимо ощущение родительской теплоты и заботы, реальное общение. Всё это нельзя заменить никакими подарками и игрушками.

Навык оставаться самому дома способствует формированию самостоятельности и личностной зрелости ребёнка. Но учить оставаться дома самому нужно постепенно.

Одной из важных частей готовности оставаться одному дома является знание правил безопасности. Для этого:
- изучайте сами литературу о безопасном поведении детей (хоть большинство таких правил общеизвестны, очень полезно повышать свои знания в этой области, путём изучения советов специалистов: психологов, педагогов, сотрудников милиции);
- учитывайте возрастные особенности вашего ребёнка и его индивидуальность для оценки готовности к началу той или иной деятельности (будь то оставаться одному дома или что-то иное);
- систематически занимайтесь со своим ребёнком по вопросам безопасного поведения, даже если Вы и не собираетесь оставлять его одного дома;
- не переутомляйте своих детей разговорами о безопасности, помните, что основной вид деятельности до 7 лет – игра. Ваши с занятия с ними должны содержать в себе игровой элемент;
- сохраняйте доверительные отношения со своими детьми;
- будьте примером для своих детей;
- не следует запугивать детей;

А теперь рассмотрим, какие психологические трудности могут быть у детей, остающихся дома. Основной такой трудностью могут стать детские страхи. Самым действенным способом преодоления страхов у детей есть игра. Нравоучениями, даже самыми искусными не поможешь, в силу особенностей детской психики. Превратите саму ситуацию, когда ребёнок остаётся сам дома в игру. Например, предложите ему в Ваше отсутствие поиграть в сторожа своих игрушек. При этом ребёнок должен видеть, что Вы не притворяетесь, а говорите серьёзно.

Помните, что детские страхи в 3-4 года нормальны и естественны. Это является одной из причин, почему не следует оставлять детей самих до 7 лет.

Говоря о подготовке к тому, что бы оставлять ребёнка одного дома, мы затрагивали и другие стороны самостоятельности, так как именно её развитие позволит Вам без опаски оставлять ребёнка одного дома. К тому же это качество характера пригодится ребёнку в жизни.